Чему обучают ребёнка в детском саду
Гордиться славою предков не только можно, но и должно».
А. С. Пушкин
Тип проекта:
1. творческо-информационный
2. Содержание – формирования у старших дошкольников знаний о былинных богатырях – защитниках земли Русской.
3. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели групп, специалисты, родители воспитанников.
4. Характер контакта – в рамках ДОУ
Актуальность проекта:
В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Однако анализ современной ситуации показывает, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о выдающихся защитниках Отечества, о событиях военной истории нашей страны, о достижениях и величии исторического прошлого России.
Педагоги нашего детского сада серьёзно задумались над тем, как возродить работу по формированию патриотических чувств у детей.
Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.
В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью древней Руси, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в России.
Основные преимущества этого вида деятельности:
Благодаря проекту у детей формируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельность; развивается умение планировать свою деятельность, работать в коллективе, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению детей в школе.
Цель проекта:
Развитие патриотических чувств на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей.
Задачи проекта:
- Развитие чувства патриотизма с использованием былин и легенд русского народа, формировать гендерную и гражданскую принадлежность.
- Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.
- Разработать и провести цикл занятий по ознакомлению детей с былинными героями – защитниками земли русской.
- Подобрать наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей старшего дошкольного возраста.
- Обогатить словарь детей существительными: ратник, богатырь, былина, сказитель, пахарь, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
1. Баранникова О.Н. Уроки патриотизма и гражданственности в детском саду. Практическое пособие. -2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007. – 144 с.
2. Данилина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России. - 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2004. – 184 с.
3. М. Д. Маханева Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. С любовью к России: методические рекомендации. - Москва : Воспитание дошкольника, 2007. - 128 с.
4. Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2013.- 144с.
5. Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2006. - 192 с.
6. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж : Учитель, 2005. - 205 с.
7. С любовью к России : методические рекомендации. - Москва : Воспитание дошкольника, 2007. - 128 с.
8.Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо- туристической деятельности. Под. ред. А.А.Остапца, Г.Н.Абросимовой, М.Е.Трубачёвой. - М.: АРКТИ, 2003.
Материально – техническое:
- Репродукции картин: «Три богатыря» Васнецов, «Витязь на распутье» Васнецов, «Битва на Калиновом мосту» Васнецов, «Илья Муромец» Рерих, «Настасия Микулишна» Васильев (женщина богатырь)
- Развивающие игры: «Собери богатыря в дорогу», «Герои русских былин», «Откуда хлеб пришел». «Что нужно богатырю», «Угадай, о ком говорю», «Узнай по описанию», «Было, не было», «Славянская семья родство и занятия»
Реализация проекта: (практический выход)
- Развлечение «Богатырская наша сила».
- Физкультурный досуг «Богатыри»
- Модели занятий, рисунки детей, наглядный материал по теме «Былинные богатыри».
- Выставка детского творчества «Не перевелись богатыри на земле русской»
- НОД по теме «Былинные богатыри – защитники земли русской».
Методы проекта
- Наглядно – слуховой.
- Художественно практический.
- Словесный.
- Творческие задания.
- Совместные игры.
- Игры – сказки.
- Музыкальные.
Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта.
Воспитатели группы проводят занятия по темам «Богатыри земли Русской»
Оформление предметно - развивающей среды, изготовление пособий и дидактических игр:
Музыкальный руководитель:
Проводит музыкальные занятия, праздники и развлечения с детьми по теме «Богатыри земли Русской»;
Способствует развитию концертной деятельности детей;
Оказывает методическую помощь в подборе и изготовлению музыкально – дидактических игр;
Осуществляет музыкальное оформление к праздникам и развлечениям.
Инструктор по физическому воспитанию
Проводят утреннюю гимнастику, занятия физической культурой;
Дает рекомендации по организации активного отдыха детей, с использованием русских народных игр;
Совместно с воспитателем, родителями проводит спортивные досуги, праздники и развлечения;
Участвует в изготовлении атрибутов к подвижным играм детей, пособий на развитие мелкой и крупной моторики
Старшая медицинская сестра:
Проводит наблюдения за общим состоянием детей в разные режимные моменты (прием детей, пробуждение после сна);
Дает рекомендации по внедрению здоровьесберегающих технологий
Проводит уроки «Школа богатырей».
Роль родителей в реализации проекта:
1.Участие в выставке «Не перевелись богатыри на земле русской»: изготовление поделок русских богатырей из соленого теста, пластилина, пенопласта, ткани.
2. Изготовление богатырских костюмов на куклы и на детей.
3. Подбор иллюстративного материала по теме.
4. Приобретение богатырских доспехов (щит и меч).
5. Изготовление дидактических игр.
Предполагаемый результат:
Дети знают:
- о былинных защитниках земли Русской, героях-освободителях, их роли в жизни страны;
- о жизни взрослых и детей в Древней Руси;
- о значении победы русских богатырей;
- произведения художественной литературы и музыку на военную тематику.
У детей сформированы:
- интерес и уважение к защитникам Отечества;
- стремление к совершенствованию своих физических качеств, к укреплению здоровья;
- желание и умение отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, изобразительной деятельности, составлении собственных рассказов;
У родителей, как активного участника педагогического процесса, повышение заинтересованности в формировании чувства патриотизма у детей.
Описание образовательной программы
Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
Цель данной программы - создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.
При реализации программы ставятся следующие задачи:
·Создание комфортного микроклимата, в детском коллективе, в ДОУ в целом;
·Внедрение современных здоровьесберегающих технологий в структуру профилактической оздоровительной и образовательно-воспитательной модели ДОУ.
·Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности педагогов и родителей;
·Обучение навыкам здоровьесберегающих технологий: формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья и ответственности за него;
·Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за здоровье детей.
·Повышение валеологической, медико-психолго-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
Ожидаемые результаты программы:
1. Достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы;
2. Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников;
3. Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду.
4. Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей: оборудование центров двигательной активности детей в группах; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий;
5. Осознание взрослыми и детьми понятия "здоровье" и влияние образа жизни на состояние здоровья;
6. Снижение уровня заболеваемости детей;
7. Увеличение количества дней, проведенных ребенком в детском саду;
8. Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном питании, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)
9. Повышение профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает: знание программ, методик и технологий по здоровьесбережению детей; использование в работе диагностических данных о ребенке; создание условий для полноценного физического, психического и социально-личностного развития ребенка; систематическое планирование физкультурно-оздоровительной работы.
Вид проекта: Информационно –практико –ориентированный.
Участники проекта: педагоги, дети, родители воспитанников, узкие специалисты: музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, преподаватель бурятского языка МБДОУ №27 «Сэсэг».
Сроки реализации проекта: 2020-2025г.
Цель проекта:
Формирование этнокультурных компетенций дошкольников через ознакомление с этническими особенностями народов Бурятии.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с историческим и культурным прошлым и настоящим основного населения и этносоциальных групп, проживающих в Бурятии;
- Приобщать к культуре своего народа как непременному условию интеграции в другие культуры;
- Создать условия для обеспечения качественной реализации системы мероприятий по воспитанию у дошкольников нравственно-патриотических чувств;
- Создание условий для изучения, закрепления и актуализации знаний об этнокультурной составляющей республики Бурятии среди родителей воспитанников групп
Развивающие:
- Развивать навыки поисково-исследовательской деятельности;
- Развивать потребность в приобретении новых знаний о России, о малой Родине, об этнических особенностях народов, проживающих в республике; умение отражать свои впечатления в разнообразных видах деятельности;
- Вовлечение родителей в образовательный процесс с целью формирования понимания важности и личностной заинтересованности родителей в поликультурном воспитании дошкольников
Воспитательные:
- Воспитывать у дошкольников интерес к истории и культуре малой и большой Родины, желание знать, понимать, сохранять, становиться носителями семейной, родной этнической, региональной культуры;
- Воспитывать положительное этнотолерантное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды.
- Воспитывать культуру межнационального общения.
Актуальность
Перемены, происходящие в российском полиэтническом обществе, находят отражение в социальном заказе образования. Изменился образ жизни человека: характер его труда, быта, общения. В этой связи традиционная система образования, которая обеспечивала подготовку детей к жизни, переживает кардинальные изменения. Данные изменения были учтены разработчиками федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, принципами которого стало приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации развития детей. Формирование межэтнических отношений становится одним из необходимых условий реализации Концепции развития поликультурного образования.
Поэтому одной из задач детского сада становится объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, при котором образовательная среда становится зоной ближайшего развития ребенка, способствующая его социализации и развитию.
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человека, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения.
К особенностям современной социокультурной среды России относится ее полиэтничность, что и определяет одну из приоритетных задач дошкольного образования – формирование у подрастающего поколения этнокультурной компетентности, толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре.
Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомство с культурными достижениями других народов; использование опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.
Для реализации поликультурного образования дошкольников в МБДОУ №27 «Сэсэг» сделан акцент на региональном компоненте присущему республике Бурятия. Для этого был разработан долгосрочный проект «В единстве народов – сила!».
Для реализации данного проекта создана творческая группа из числа педагогического состава МБДОУ №27 «Сэсэг».
Новизна проекта заключается в осуществлении воспитания и образования детей через тесное взаимодействие с семьями воспитанников, этнокультурными центрами, через внедрение инновационных педагогических технологий (проектная деятельность, исследовательская деятельность, информационно-коммуникативные технологии и др.).